Урок-размышление в 6 классе
Раздумья поэта о судьбе и страданиях народа в стихотворении Н.А.Некрасова
«Размышления у парадного подъезда»
Учитель русского языка и литературы
Красникевич Лариса Николаевна
2022 год
Цели урока:
-познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова;
-определить художественное своеобразие стихотворения, тему, настроение;
- продолжить формировать и развивать навыки выразительного чтения;
- привлечь внимание учащихся к глубокому раздумью автора о народе, его угнетенном положении, духовных силах и судьбе;
-воспитать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, диск «Двадцать шедевров великих композиторов», рисунки учащихся, выставка иллюстраций разных художников к стихотворению, портреты Некрасова в разные периоды жизни
Ход урока
Это было раненое сердце, и
незаживающая рана эта была
источником всей его поэзии,
всей страстной до мучения любви
этого человека ко всему, что страдает
от насилия, от жестокости...
Ф.М.Достоевский
Организационный этап.
Учитель : Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с лирикой Н.А.Некрасова и обратимся к стихотворению «Размышления у парадного подъезда» (Слайд 1).
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хотела бы предложить слова Ф.М.Достоевского (Слайд 2).
Чтение эпиграфа.
Учитель: Найдите ключевые слова в эпиграфе. Подчеркните их. Попытайтесь объяснить их значение. (Учащиеся зачитывают слова). Дополните свои ряды слов и выберите ключевое. (Учащиеся выбирают).
Учитель: Раненое сердце – источник поэзии и любви ко всему, что страдает. Раненое сердце болит, не дает покоя.
Почему же ранено сердце поэта? Отчего так остро и со страданием он реагировал на картины тяжёлой, нищенской жизни крестьян? Мы помним с вами факты биографии Н.А. Некрасова. Представьте, что вы выступаете в роли экскурсовода и вам необходимо рассказать о поэте. Расскажите, что вам известно о детстве , о его семье.
Рассказ подготовленного ученика.
«Отец поэта отличался буйным нравом и очень тяжёлым характером. Мальчик с детства наблюдал издевательства над крепостными. Поэт вырос в большой семье: Некрасов имел 13 братьев и сестёр, он был старшим из 14. Отец был невероятно жесток не только по отношению к крестьянам, но и к своей семье. Маленький Николай боялся его. В юношеские годы после ссоры с отцом остался в страшной нужде. Некоторое время ему даже пришлось ночевать в приюте для бездомных. Поэту пришлось пережить все трудности бедного и нищего человека»
(Рассказ учителя об истории создания стихотворения.)
Учитель: В 1858 году Н.А.Некрасов со своей гражданской женой Авдотьей Яковлевной Панаевой жил в Петербурге на Мытнинской площади. Напротив окон их квартиры располагался дом министра государственных имуществ. Авдотья Яковлевна Панаева, рассказывала: «Однажды я случайно в окно увидела, как к парадному входу подошли крестьяне, но их не пустили внутрь. Крестьян отгоняли от подъезда дворники и полицейские. Они выглядели озябшими и промокшими: было осеннее петербургское утро, холодное и дождливое. Я об этом рассказала Некрасову, а через два часа он уже написал стихотворение» (Слайд3,4).
В 1860 году в газете «Колокол» за границей впервые было напечатано стихотворение, которое издатель газеты Герцен сопроводил словами: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» (Слайд 5). В конце урока вы должны будете высказать своё согласие–несогласие с этими словами. Давайте послушаем стихотворение.
(Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленными учащимися под музыку Ф.Шуберта)
Работа в группах.
Вопросы после прослушивания стихотворения.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Обратимся к выставке иллюстраций к стихотворению и опишем одну из них.
(Учащиеся отвечают).
Учитель:
И ещё немного об истории создания стихотворения, а именно обратимся к заголовку. В газете Герцена «Колокол» произведение напечатали под названием «У парадного крыльца». Как вы думаете, почему Некрасов изменил заголовок? Сопоставим слова крыльцо и подъезд.
Подъезд большой, новый, широкий, к подъезду подъезжали. У старинного слова крыльцо обнаруживается оттенок «домашности», а подъезд обязывает к торжественности, высокому стилю.
Употребление сравнительно нового для XIX века слова парадный со словом крыльцо обнаруживает стилистическую несовместимость: слово парадный – высокого стиля, придает ощущение строгости и приподнятости. Это ощущение усиливается с добавлением слова «размышления» (Слайд 6).
А теперь обратимся к непонятным словам, которые Некрасов использовал в своём произведении и прочитаем их значение (Слайд 7).
Задания группам.
Подберите синонимы к слову размышления
(обдумывания, раздумья, впечатления от увиденного, рассуждения).
Получается длинный торжественный заголовок «Размышления у парадного подъезда», который как бы переходит в само стихотворение и сразу же, буквально, в первой строчке, раскрывает это многообразие.
Вот парадный подъезд. По торжественным
дням...
Подъезд представлен громогласно, торжественно, а дальше читаем:
- Одержимы холопским недугом…
...Что подумаешь – в том их призванье!
Из этих строк видно, что торжественность здесь лживая.
Учитель: А теперь давайте составим план стихотворения . На сколько частей можно разделить это стихотворение? Подсказка в самом тексте. Как можно озаглавить каждую из сменяющих друг друга картин этого стихотворения?(Слайд8)
1-я часть.Подъезд в торжественные и обычные дни.
2-я часть.Крестьяне у подъезда.
3-я часть. «Владелец роскошных палат».
4-я часть. «Ты проснёшься ль, исполненный сил.
Работа в группах.
- Обратимся к первой части стихотворения. Попробуем заняться устным рисованием. Первая группа создаёт картину «Парадный подъезд по обычным дням», вторая - «Парадный подъезд по торжественным дням». Определите ключевое слово каждой из этих картин и найдите строки в стихотворении.
Дополнение учителя:
В праздничные, «торжественные» дни в передних домах вельмож и крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, недопускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности и чинопочитании расписавшихся.
Учитель: О чём говорится во второй части стихотворения?
Подготовленный ученик рассказывает: «Вторая часть стихотворения рассказывает нам о жизни владельца роскошных палат. В то время, когда швейцар гонит крестьян от подъезда, вельможа ещё спит. Автор восклицает: «Пробудись! Вороти их! В тебе их спасение!» Но счастливые, видимо, глухи к добру. Чувствуется, что Некрасов ненавидит этого владельца. Ненависть и презрение – вот, что является основой этой части».
Учитель:
Обратимся к третьей части, которую мы назвали «владелец роскошных палат».
- Что делает тот, который не принял крестьян? Кто он?
-Для чего пришли к нему крестьяне? (Слайд9,10)
Почему? В сцене с мужиками образ вельможи показывается нам в одном точно найденном слове – «наш». Что автор показывает им?
(Целая система отношений: наш–сам–хозяин). Хозяин чего?
-Жизнь вельможи - это жизнь, как говорится запрограммированная. Почему?
-Какой художественный прием использует автор, когда говорит о смерти вельможи? (...Закатятся преклонные дни...–метафора).
- Отчего автор не дает чиновнику умереть на Родине? Он умирает под солнечным небом Сицилии. ( Потому что он к ней не причастен!)
- Гнев Некрасова усиливается с каждой строчкой.
Покажите это на примерах из текста (Слайд11)
- ...И сойдешь ты в могилу...герой.... Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется герой, но не в прямом смысле. Слышится сарказм (чтение и запись определения). А что для России сделал этот герой?
- В чем обвиняет Некрасов «владельца роскошых палат»? (Он издевается, пародирует, примеряет маски и срывает их, спорит и не может успокоиться).
А теперь обратимся к четвёртой части стихотворения(Слайд12).
Напряженный лиризм разрешается строками:
...Родная земля! (прямым обращением к родной земле, почему?)
- Не случайно многие исследователи, критики называют эту часть песней-стоном.
(Прослушивание концовки стихотворения в актёрском исполнении)
- Каким стихотворным размером написана концовка? (трехсложным, анапестом).
И это очень важно. На стихи, сложенные анапестом, легче налагается мелодия, мотив.
Некрасов задаётся вопросом:
...Где бы русский мужик не страдал? Возникают реальные образы крестьян.
- Обратите внимание на пятикратный повтор слова стонет. Нарастает эмоциональное напряжение, как бы сам стон нарастает.
И далее вступает как бы целый оркестр или хор:
-Выдь на Волгу…
Обратите внимание на характерное для ярославского уезда употребление слова выдь и бурлаки, автор ничего не придумывает, слышится «живая»,
разговорная речь бурлаков.
- И вот мы уже на Волге, любимой реке Н.А.Некрасова. И что же за картина открывается перед нами? (Стон мужика подхвачен стоном-песней бурлацкого хора).
Учитель: Этот стон, силу, труд мастерски передает Илья Ефимович Репин на одной из своих самых знаменитых картин «Бурлаки на Волге». Стонет и поет уже вся Русь (Слайд 13).
Опишите картину.
Учитель: Стихотворение заканчивается не песней-стоном, а именно размышлениями – и по поводу песни-стона тоже – раздумьями о судьбах целого народа. И мы слышим вопрос – обращение к народу:
...Эх,сердечный!..
Работа в группах.
1. Подготовить выразительное чтение отрывка «Выдь на Волгу…».
2.Сформулировать основную мысль стихотворения.
Презентация ответов.
Учитель:
А сейчас ещё раз обратимся к словам Герцена. Согласны ли вы с этим высказыванием?(Слайд14)
Учитель: Время бежит неумолимо. Николай Алексеевич Некрасов многие годы изучал и исследовал народную жизнь. Поэт создаст народные поэмы «Коробейники» и «Мороз, Красный нос», начнет работу над эпопеей «Кому на Руси жить хорошо». Когда это произойдет, тяжёлые размышления сменятся утверждением:
Вынесет всё и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
А вопрос о том, навеки ли духовно почил? – будет для Некрасова навсегда и окончательно разрешён.
Рефлексия.
Составление синквейна на тему «Стихи Некрасова». Образец представлен вашему вниманию (Слайд15).
Продолжите фразу «Для меня сегодняшний урок…»
Домашнее задание: мини-сочинение на тему «Где народ, там и стон» (Слайд16).
Презентация "Размышления у парадного подъезда"
Перечень
информационных ресурсов и методической литературы, используемой для разработки урока
1.Открытый урок с Дмитрием Быковым «Непонятный Некрасов».
2.Стихи Некрасова в актёрском исполнении.
3.Сайт о жизни и творчестве Некрасова.
4.Н.А.Некрасов. Избранные сочинения. Г.И.Беленький.
5.Критики 19-20веков о классиках русской литературы.
6.Поэзия Некрасова. А.А.Илюшин.
7.Николай Некрасов. Серия «Жизнь замечательных людей». А.С.Макеев. 8.Мастерство Некрасова. К.Чуковский.
раскрыть » / « свернуть