Родительский университет
на тему «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Классный руководитель: Сумаревич Ольга
Александровна
Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 6-7 летнего возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников.
2. Познакомить родителей с понятиями «внимание» и «память», с их основными свойствами.
3. Научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений.
Участники: педагог, родители.
Форма: беседа
План:
1.Развитие памяти и внимания
2.Мотивы поведения
3.Двигательная активность
Ход собрания
1.Приветствие. Упражнение «Поменяйтесь местами».
Цель: создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.
Подготовка: все участники сидят в кругу, необходимо убрать все дополнительные стулья. Таким образом, стульев должно быть на один меньше, чем участников упражнения.
Инструкция: сейчас мы немного подвигаемся и разомнемся, как видите, все вы сидите, а Ведущий – сейчас это буду я, потом кто-то из вас – стоит. И он тоже хочет занять стул. Таким образом, чтобы сесть, ему необходимо кого-то поднять.
Я буду говорить фразу: «Я прошу поменяться местами тех, кто…» и называет любой признак. Например: «Я прошу поменяться местами тех, кто в джинсах». Те участники, у кого этот признак есть должны поменяться местами, а Ведущий в это время успеть занять любой освободившийся стул. Все очень просто. Тот, кто останется стоять – будет Ведущим. Игра продолжается.
2. Развитие памяти и внимания
- Уважаемые родители! В начале нашей беседы я хочу задать Вам один вопрос.
- Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?
Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился. Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Позволю себе с вами не согласиться.
Многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3-летнем возрасте. Бывает, что и дети, имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.
Как улучшить память?
Существует три «закона» памяти.
Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:
1. Сосредоточиться;
2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.
Второй «закон» памяти - повторение.
Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.
Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?
Виды внимания
Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
- Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это – непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отвлекается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
Свойства внимания:
Концентрация внимания. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.
Устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.
Переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.
Распределение внимания –умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.
Произвольное внимание – это сознательное сосредоточение на объекте через волевое усилие.
Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.
- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.
(Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает тест).
Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)
Упражнение 1. «Запоминай порядок»
1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения.
Упражнение 2. «Заметить все»
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Упражнение 3. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Вопрос
|
Варианты ответов
|
Количество баллов за ответ на вопрос
|
А.
Могу и всегда так делаю
|
Б.
Могу, но не всегда так поступаю
|
В.
Не могу
|
1. . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком
|
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
|
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
|
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
|
5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?
|
6. Поставить себя на место ребенка?
|
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?
|
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
|
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
|
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
|
11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?
|
12.Часто ли вы спрашиваете ребенка: «как прошел твой день»?
|
13. Можете ли вы устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?
|
Ключ к тесту:
Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
- Мотивы поведения
Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада. Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.
По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» - это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» - это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам. Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.
Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.
Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятель-ность, возможность делать что-то без помощи взрослого.
Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.
Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, что главной, а главное, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение. Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как к взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.
Решение проблемных ситуаций, характерных для детей младшего школьного возраста
- «Кириллу шесть лет три месяца. Мальчик отличается любознательностью и рассудительностью. Он с удовольствием помогает папе, когда нужно что-то починить или отремонтировать. Сам собирается в школу, наводит порядок в своих вещах. В своём классе Кирилл считался одним из наиболее ответственных ребят, ему поручали самые сложные задания. Дома Кирилл привык слушаться родителей, особенно папу, который является для него большим авторитетом. На лето родители отправили сына к бабушке. На вопрос о том, как ведет себя Кирилл, бабушка пожаловалась, что он не реагирует на ее слова, что пора заканчивать игру и идти обедать, а уложить спать его вообще очень сложно. Типичный ответ: «Саша (двоюродный брат, которому двенадцать лет) не спит, почему же я должен?»
- Что произошло с Кириллом? Какими должны быть дальнейшие действия родителей?
Конечно же, родители не понимают, что происходит с мальчиком и как с этим справиться. Но с точки зрения психолога, это закономерный этап в развитии ребенка, приближающегося к кризису 7 лет. Как мы уже говорили, в этот период происходит формирование мотивации действий малыша, он определяет новые правила, установленные не им, и учится по ним действовать. Первая реакция ребенка в этой ситуации – нарушение этих правил.
2.Таня, девочка 6 лет, перед едой перестала мыть руки, или вместо мытья рук идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их маме. Если мама начинает упрекать её за это, она говорит, что забыла, возвращается в ванную и моет руки.
- Почему так ведёт себя Таня? Как бы вы поступили? Как поступать маме?
Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.
Упражнение «Нельзя»
Цель: рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира.
Один из участников — «ребенок» — сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, — глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя — «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Вывод: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
- Двигательная активность
По данным многочисленных научных исследований двигательная активность детей 6-7 лет составляет менее 50% времени бодрствования . Ограниченный двигательный режим школьника способствует ухудшению показателей физического развития, здоровья, а значит снижению уровня знаний.
В современную эпоху технического прогресса у многих детей наблюдается общее моторное отставание. Привязанность к компьютеризированным играм, телевизору, телефонам обуславливает недостаточную двигательную активность, которая ведет ребенка к мышечной пассивности, а также снижению работоспособности.
Под термином «моторика» подразумевается двигательная активность организма, его органов, систем. Моторика ребенка подразделяется на мелкую и крупную. При развитии крупной моторики улучшается работа всех систем организма, повышаются показатели роста, веса, жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, кистевой и становой динамометрии и физической подготовленности ребенка.
У детей 6-7 лет развитие речи, навыков чтения, письма, способности производить вычисления обеспечивается взаимодействием разнообразных движений. В этом возрасте дети посредством бега, прыжков, метаний совершенствуют двигательные навыки. На занятиях, направленных на развитие общей моторики, необходимо использовать упражнения на координацию действий; на развитие пространственных ощущений; движения, активизирующие все группы мышц.
Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического развития ребенка, организм которого и его функции ещё далеко несовершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно, чтобы в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребенка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.
- Уважаемые родители, на ваших столах лежат буквы. Напишите на них слова, связанные с ЗОЖ.
«3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.
«Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.
«О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи.
«Р» - развитие, радость, режим дня.
«О» - опрятность, осторожность.
«В» - вода, воздух, витамины.
«Ь» - ---
«Е» - еда.
А сейчас давайте с вами разгадаем кроссворд, который так и называется: «ЗДОРОВЬЕ»
- Один из природных закаливающих факторов (вода).
- Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
- Бегун на короткие дистанции (спринтер).
- Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
- Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
- Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
- Вид спорта (альпинизм).
- Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
- Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
- Спортивный инвентарь (коньки).
- Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
- Вид активного отдыха (туризм).
- Витаминный напиток (морс).
- Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
Все перечисленные слова связаны с ЗОЖ, а двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения детей 6-7 лет. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма.
В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.
раскрыть » / « свернуть