Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Настаўніку-прадметніку

23.01.2019 на Национальном правовом Интернет-портале было опубликовано постановление Министерства образования №125 от 26.12.2018.
Документ утверждает стандарты для общего среднего образования в стране: стандарты начального, базового и среднего образования.

     Принятое постановление призвано заменить постановления Минобразования №2 от 10.01.2007, №96 от 03.10.2008, №32 от 29.05.2009. Новые стандарты разрабатывали специалисты из Министерства образования и Научно-методического учреждения «Национальный институт образования».

     В опубликованном документе содержатся требования к организации учебного процесса в начальной и средней школе, а также старших классах. Так, в стандартах устанавливаются требования к содержанию образования, обязательной и максимальной учебным нагрузкам.

     Регулируются в стандартах и другие аспекты организации образовательного процесса в школах и гимназиях.

Документ вступает в законную силу после официального опубликования.

Ознакомиться с документом можно на упомянутом РЕСУРСЕ или прочитать и скачать на нашем сайте ниже!

Скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 декабря 2018 г. № 125 "Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования"

Сертификация педагогических кадров проводится в трех категориях:

  • - учебно-воспитательная работа
    (для учителей-предметников, руководителей методических объединений учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, воспитателей, руководителей кружков детского творчества, коррекционных педагогов и т. д.);
  • - административная работа
    (для директоров и заместителей директоров учебных и воспитательных учреждений, руководителей органов управления образованием, администраторов и т. д.);
  • - информационные технологии в образовании
    (для заместителей руководителей учебных заведений по информационным технологиям, руководителей и сотрудников ресурсных образовательных центров, инженеров-программистов учебных заведений, преподавателей информационных технологий и т. д.).

Сертификационный экзамен состоит из двух этапов:

1) контрольное компьютерное тестирование;
2) выполнение комплексного профессионально ориентированного задания (контрольной практической работы).

Контрольное компьютерное тестирование проводится в режиме онлайн доступа к специальной системе на сервере ГУО «Академия последипломного образования». Контрольный тест содержит 30 заданий, которые генерируются всякий раз заново на основе вопросной базы, дается 1 попытка выполнения теста с использованием предоставленных преподавателем имен пользователей и паролей. Тест пройден при правильном выполнении 70% тестовых заданий. Экзаменуемый, набравший не менее 70% баллов на этапе компьютерного тестирования, допускается ко второму этапу сертификационного экзамена.

Комплексное профессионально ориентированное задание выдается экзаменуемому в бумажном варианте. На выполнение заданий второго этапа отводится не более 2 академических часов. Результатом выполнения задания является файл (группа файлов), которые анализируются экзаменатором на основе технологической карты задания. Задание зачтено при правильном выполнении 70% заданий.

Только при наличии у претендента сертификата в категории «Учебно-воспитательная работа» или «Административная работа», он допускается к сертификации в категории «Информационные технологии в образовании».

Для оценки собственной готовности к сдаче компьютерного теста претендент может выполнить его пробный вариант на сайте http://spk.academy.edu.by:

1. перейти на страницу Готовы ли вы к сертификационному экзамену?
2. выбрать Пробные тесты в версии Windows XP, Office 2003 или Пробные тесты в версии Windows 7, Office 2010
3. использовать для Входа в систему ДО следующие идентификационные данные (для любой сертификационной категории), точно набирая прописные и строчные буквы:

  • Имя пользователя (логин) user
  • Пароль Sert_.....

4. перейти в нужный раздел (сертификационную категорию):

  • Учебно-воспитательная работа,
  • Административная работа,
  • Информационные технологии в образовании.

По окончании пробного теста система Вам покажет общий результат (в процентах и баллах), а также правильные ответы. Пробный тест не изменяется.

 

Аттестация педагогических  работников

 

1.НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Нормативные документы проведения аттестации:

-Кодекс Республики Беларусь об образовании

-Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікау сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнкау з ліку прафесарска — выкладчыцкага складу устаноу выщэйшай адукацыі)»;

-Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.03.2014 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101»;

-Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.11.2014 № 163 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101»;

-Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 17.12.2012;

-Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.04.2001 №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих». Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (в редакции постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011г.№105; от 25.04.2012г.№54; от 18.07.2012г. №81).

 

ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

1.План мероприятий по подготовке и проведению аттестации.

  1. Перспективный график аттестации педагогических кадров учреждения образования .
  2. Протокол собрания по выборам членов аттестационной комиссии (выписка из протокола собрания педагогического коллектива по выборам членов аттестационной комиссии тайным голосованием).
  3. Протоколы заседаний счётной комиссии (о распределении обязанностей между членами комиссии и о результатах голосования).
  4. Бюллетени для тайного голосования (сохраняются 5 лет – до 1 октября).
  5. Приказ о делегировании в состав аттестационной комиссии  представителя администрации.
  6. Выписка из заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя в состав аттестационной комиссии.
  7. Приказ о создании аттестационной комиссии на учебный год (с указанием срока полномочий) .
  8. Протокол № 1 заседания аттестационной комиссии о распределении обязанностей между членами аттестационной комиссии (председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии).
  9. Заявления аттестуемых педагогов на имя председателя аттестационной комиссии или в аттестационную комиссию (завизированные председателем аттестационной комиссии).
  10. Протокол №2 заседания аттестационной комиссии о рассмотрении поступивших заявлений и утверждении графика прохождения аттестации (утверждение через приказ руководителя УО, согласование на заседании профкома – выписки с приказа и протокола заседания профкома).
  11. Памятка по изучению педагогической деятельности аттестуемого .
  12. Программа изучения профессиональной деятельности аттестуемого.
  13. Аналитические материалы (справка) изучения педагогической деятельности аттестуемого (за 2-3 года, 5 лет – период, определенный требованием Инструкции) – хранятся 5 лет.
  14. Аттестационные характеристики педагогических работников (пишет администратор, курирующий предмет), согласованные на заседании профсоюзного комитета, за подписями и печатями руководителя и председателя ПК, подписанные аттестуемым с указанием даты, когда был ознакомлен.
  15. Выписка из заседания ПК о согласовании характеристик.
  16. Бюллетени для тайного голосования по аттестационному собеседованию.
  17. Протоколы заседания аттестационной комиссии о присвоении квалификационных категорий.
  18. Приказы руководителя учреждения образования о присвоении квалификационных категорий.
  19. Журнал регистрации поданных заявлений, выписок из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

 

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ 

 

Подготовительный этап:

  1. Проведение совещаний, рабочих встреч, консультаций с педагогическими работниками по вопросам проведения аттестации.
  2. Избрание аттестационной комиссии в учреждениях образования.

                                                           Срок:       до 1 октября.

  1. Формирование пакета документов по аттестации:
  2. Подготовка вопросников, текстов, анкет, необходимых для проведения аттестации педагогических работников (карта профессиональной деятельности педагога)
  3. Оформление выставочного стенда материалов по аттестации.

 

Организационный этап:

  1. Издание приказа о работе аттестационной комиссии и комиссии для рассмотрения конфликтных ситуаций (при отделе образования).

                                                     Срок:        до 1 октября

  1. Прием заявлений секретарем аттестационной комиссии на присвоение или подтверждение  квалификационной  категории до 31марта
  2. Составление программы изучения профессиональной деятельности аттестуемого.
  3. Подготовка аналитических материалов.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

2.1. Собрание коллектива педагогических работников (должно присутствовать более 50% педагогических работников). Оформить протокол (п.14 Инструкции).

2.2. Избрать счётную комиссию. Проходит тайное голосование. Протокол счётной комиссии (Протокол счётной комиссии №1 — распределение обязанностей между членами счётной комиссии; Протокол №2 – подсчёт голосов, итоги избрания аттестационной комиссии) (п.14 Инструкции).

2.3. В бюллетень тайного голосования не вносить делегированных в состав аттестационной комиссии представителей администрации и профсоюзного комитета учреждения образования (далее – УО).

 Бюллетень тайного голосования по выборам состава аттестационной комиссии оформлять в соответствии с требованиями: указывать название данного документа, наименование учреждения образования, дату проведения голосования, предложенные кандидатуры, напротив каждой кандидатуры прописать «за» — «против».

2.4. Приказ о выдвижении кандидатуры от администрации УО.

2.5. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета (направляется руководителю УО) о делегировании представителя профсоюзного комитета в состав аттестационной комиссии.

2.6. Приказ об утверждении состава аттестационной комиссии на учебный год (ч. 4 п.14 Инструкции);

2.7. Срок полномочий аттестационной комиссии один год (п.13 Инструкции).

2.8. Не избирать в состав аттестационной комиссии лиц, проходящих аттестацию в период работы аттестационной комиссии (п.12 Инструкции).

2.9. Протокол №1 заседания аттестационной комиссии – распределение обязанностей среди членов аттестационной комиссии (ч.6 п.14 Инструкции).

3.      ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ

      План работы аттестационной комиссии отражает деятельность учреждения образования, является составной частью годового планирования. В нём должно быть содержание мероприятий, сроки их выполнения, ответственные.

4.      АТТЕСТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К аттестационным материалам относятся:

4.1. Заявления на прохождение аттестации:

4.1.1. Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года подаёт заявление (п.17 Инструкции). Заявление пишется от руки.

4.1.2. Педагогические работники, проходящие аттестацию в аттестационной комиссии отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, подают заявление в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма. Заявление не подаётся на имя начальника отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

4.1.3. Педагогический работник, желающий пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подает письменное заявление в аттестационной комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа (ч.1. п.15 Инструкции). 

4.1.4. Регистрацию поданных заявлений на прохождение аттестации (выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена) осуществлять в день подачи заявления, выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

4.1.5. В заявлениях аттестуемых педагогических работников название должностей должны соответствовать названиям в квалификационном справочнике.

4.1.6. Рассмотрение заявлений претендентов на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории и решение о допуске педагогического работника к прохождению аттестации; о включении в график (дополнение к графику) прохождения аттестации оформлять персонально по каждому педагогическому работнику (ч.2. п.17 Инструкции).

Рассмотрение выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена и решение о включении в график (дополнение к графику) прохождения аттестации оформлять персонально по каждому педагогическому работнику.

4.2. Направление:

4.2.1. Направление выдаётся на основании решения аттестационной комиссии (на присвоение высшей квалификационной категории), подписывается руководителям УО и председателем аттестационной комиссии, заверяется печатью.

4.2.2. При прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории в направлении решение аттестационной комиссии не требуется т.к. это обязательная аттестация. Руководитель УО издает приказ о проведении обязательной аттестации.

4.3.3. Аттестационная комиссия отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа выдает направление на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

4.3. График прохождения аттестации:

(подпункт 3 ч.1 п.22 Инструкции)

4.3.1. График аттестации согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом.

4.3.2. Необходимо соблюдать следующую очерёдность аттестационных мероприятий:

 — заявление педагогического работника на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории (ч.1 п.17 Инструкции);

 — протокол заседания аттестационной комиссии о допуске педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, составление графика (дополнения к графику) прохождения аттестации (ч.2 п.17 Инструкции);

 -заседание профсоюзного комитета о согласовании графика (дополнения к графику);

 -приказ руководителя УО о проведении аттестации (п.22 Инструкции).

4.3.3. При составлении графика необходимо учитывать сроки проведения аттестации:

— не более 3-х месяцев с даты ознакомления педагогического работника с приказом о проведении аттестации для претендентов на присвоение (подтверждение) второй и первой квалификационной категории;

— не более 4-х месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

 В эти сроки не учитывается время нахождения педагогического работника в трудовом и (или) социальном отпуске, период временной нетрудоспособности (п.22 Инструкции (Постановление МО РБ 26.03.2014 №20)).

4.3.4. Необходимо строго соблюдать ч.5 п.23 Инструкции о сроках подготовки аттестационных материалов.

4.4. Характеристика педагогического работника.

4.5. Протокол аттестационного собеседования:

4.5.1. Нумерация протоколов возобновляется с началом периода работы аттестационной комиссии.

4.5.2. Протоколы заседаний аттестационной комиссии ведутся от первого лица в прошнурованной, пронумерованной книге, скреплённой подписью руководителя и печатью учреждения, или в соответствии с «Требованиями к оформлению документов, изготовленных с помощью технических средств» постановления Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь» (гл. 6, гл.7 п.108, п.110) (далее – Инструкция по делопроизводству).

4.5.3. Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии (п.57 Инструкции по делопроизводству).

4.5.4. Протоколы аттестационного собеседования должны отражать полную картину процедуры аттестационного собеседования.

4.5.5. При обсуждении аттестационных материалов должны сопоставляться оценочные действия администрации, членов комиссии и аттестуемого. В протокол необходимо включать выводы об эффективности работы, обсуждение путей самосовершенствования, совершенствования педагогической деятельности, перспектив профессионального роста и повышения квалификации аттестуемого.

4.6. Аналитические материалы изучения деятельности аттестуемого:

•        cведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;

•        материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за 2-3 года, 5 лет в динамике: уровень индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников (победители и призеры олимпиад, конкурсов и т.д.), «продукты» труда педагога (авторские программы, методические материалы, публикации, участие в семинарах, конференциях, конкурсах);

•        диагностика уровня обученности обучающихся, аналитическая оценка полученных результатов;

•        материалы анализа учебных занятий, внеклассных мероприятий с выводами и рекомендациями;

•        результаты анкетирования обучающихся, коллег, родителей.

    4.7. Выписка из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

5.      ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Программа (план) изучения деятельности аттестуемого составляется исходя из требований квалификационных характеристик и критериев. В ней необходимо конкретно прописывать мероприятия и сроки их выполнения, ответственных. Данные материалы должны отражать результативность работы педагога с момента предыдущей аттестации, характеризовать динамику роста профессиональной компетентности, результаты психологического сопровождения (коммуникативная культура аттестуемого). Необходимо строго соблюдать сроки подготовки аттестационных материалов (ч.5 п.23 Инструкции).

Аналитическая справка является важным итоговым документом выполнения программы (плана) изучения деятельности аттестуемого педагогического работника.

 Алгоритм составления аналитической справки по итогам изучения педагогической деятельности аттестуемого:

1.Вводная часть:

— предмет изучения;

-сроки изучения;

-тема проверки;

-цель и программа проверки;

-объём проделанной работы;

2.Аналитическая часть

-общая характеристика вопроса, изучаемого в ходе проверки;

-достоинство и недостатки его решения;

-факторы, условия, причины появления положительных и отрицательных сторон педагогической деятельности. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих результаты деятельности педагогического работника.

3.Заключительная часть (обобщение):

-обобщение результатов анализа; выводы;

-конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;

-сроки и формы подведения итогов.

Руководитель УО         подпись            расшифровка подписи

Дата составления справки.

Подпись аттестуемого и дата ознакомления.

6.      АТТЕСТАЦИОННОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

6.1. Примерный алгоритм аттестационного собеседования:

а) заслушать характеристику аттестуемого;

б) заслушать аттестуемого;

в) оценку педагогической деятельности аттестуемого дают члены аттестационной комиссии;

г) обсудить аттестационные материалы;

д) внести предложения по итогам аттестации;

е) принять решения по итогам аттестации.

6.2. Аттестационное собеседование проводится для претендентов на вторую и первую квалификационные категории с учётом анализа педагогической деятельности (п.24 Инструкции).

6.3. Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории проходит в форме аттестационного собеседования (п.26 Инструкции). Обязательная аттестации проводится не более одного раза в пять лет (ч.5 п.5; ч.2 п.7 Инструкции).

6.4. Аттестационное собеседование не проводится для педагогических работников, не сдавших квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», высшей квалификационной категории.

6.5. Аттестационное собеседование нельзя переносить на следующий период работы аттестационной комиссии.

6.6. Аттестационное собеседование проводится строго в соответствии с графиком. Обсуждение аттестационных материалов проходит в присутствии аттестуемого педагогического работника и подробно фиксируется протокольной записью.

По каждому аттестуемому принимается персональное решение путём открытого (тайного)голосования. Решение является правомерным при наличии не менее чем 2/3 членов комиссии и если за него проголосовало более 50% присутствующих. При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого.

С решением комиссии (п.46 Инструкции) аттестуемый знакомится непосредственно после аттестации, под роспись.

6.7. Решение аттестационной комиссии оформляется приказом руководителя УО, а в случаях, предусмотренных ч.1 п.15 Инструкции, руководителя соответствующего отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа. По каждому аттестованному оформляется отдельный пункт приказа.

6.8. По итогам аттестации (приказ руководителя УО) производится в трудовой книжке в графе «Сведения о работе» запись о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории.

6.9. Педагогический работник имеет право пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории не ранее чем через год после принятия решения об отказе в присвоении квалификационной категории, снижении или отмене, также в случае, предусмотренном ч.2 п.29 Инструкции (п.52 Инструкции).

6.10. При нарушении процедуры аттестации педагогический работник в десятидневный срок со дня ознакомления с решением аттестационной комиссии имеет право обратиться в аттестационную комиссию отдела образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа.

6.11. При выявлении нарушения процедуры аттестации аттестационная комиссия отдела образования, сорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа имеет право отменить решение аттестационной комиссии УО и в месячный срок со дня обращения аттестуемого провести повторную аттестацию работника, в отношении которого были допущены нарушения.

6.12. Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование проводятся на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в сроки, установленные ч.4-5 п.22, ч.5.2 п.23 Инструкции. (п.24, п.25 Инструкции).

7.      МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМПАНИИ – ЭТО:

— вопросы, рассматриваемые на педагогических советах, совещаниях при директоре, совещаниях при заместителе директора.

8.      ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СТЕНД

          «Аттестация педагогических работников».

На стенде размещаются информационно-методические материалы по аттестации. Следует своевременно осуществлять обновление стенда.

9. ХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Необходимо пять лет хранить материалы аттестационной комиссии в организации системы образования (п.53 Инструкции).

 

 

Самообразование

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Администрация учреждения способствует формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждает его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:

1)специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2)повышение квалификации;

3)индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации;
  • вычислительной и оргтехники;
  • библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий;
  • научных, технических, художественных, спортивны обществ,
  • исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
  • общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;

3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых уроков и др.

5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

План работы по самообразованию  может состоять из четырех разделов:

1. Основные вопросы для изучения

2. Этапы работы над материалом по определенным вопросам

3. Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)

4. Где, когда и как реализуется

Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.

Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям

2. Разработка плана по самообразованию

3. Определение источников информации

4. Изучение теоретических источников

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов

7. Подготовка отчета по теме самообразования

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

 

С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65

2. Бабкина, Т.А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых/ Т.А.Бабкина// Кіраванне ў адукацыі .- 2006.-№12

3.Смоляк, В.С. Управление самроразвитием професситональных компетенций учителей/ В.С.Смоляк// Кіраванне ў адукацыі.-2006.- №6.-С.42

4. Лапицкая, В.Н. Системный подход в управлении развитием профессиональной компетентности учителя/ В.Н. Кіраванне ў адукацыі №5.-2005.-С.44

6. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр “Педагогический поиск”.-2006.-С. 20

7. Сам себе инспектор: самооценка качества // Библиотека журнала “Директор школы”.-2005.-№7

8. Лизинский, В.М.// Центр “Педагогический поиск”.-С.126

9. Самигуллин, Г.Х. Педагогические требования к открытым урокам/ Г.Х.Самигуллин// Методист.-2007.-№6.-С.52

10. Побережная, О.Е. Самоанализ деятельности методического объединения учителей// О.Е.Побережная.-2007.-№8.-С.66

11. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным/ В.И.Зверева.-М.: Центр “Педагогический поиск”.-2004.-160с.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

¨      Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной, и, решение которой, могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

¨      Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

 

Подбор литературы:

¨      Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨      Включите современные взгляды на проблему

¨      Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨      Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨      Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨      Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨      Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Методические рекомендации

 по подготовке к централизованному тестированию
по математике

 

Математика является учебным предметом, где невероятно сильна преемственность в обучении. Для того чтобы получить высокие результаты на централизованном тестировании, необходимо добиться успешного усвоения знаний, которые формируются на II ступени обучения. К таким важным результатам обучения математике относятся:

– вычислительные умения (учащиеся должны осознавать, что ни на экзаменах, ни на централизованном тестировании нельзя пользоваться калькулятором; поэтому особый акцент следует сделать на рациональных способах вычислений);

– умение преобразовывать алгебраические выражения, выражения, содержащие степени с целыми показателями и квадратные корни;

– умение решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения, неравенства и их системы (нужно обращать внимание на экономичность записей при решении тестовых заданий );

– умение строить графики элементарных функций, определять по графику свойства функций;

– умение решать текстовые задачи;

– умение решать планиметрические задачи.

Учителям математики, готовящим выпускников к итоговой аттестации, необходимо в начале учебного года получить достоверную информацию об уровне подготовки учащихся по основным разделам алгебры и геометрии и своевременно организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. С этой целью проводятся «нулевые» срезы, и организовывается вводное повторение.

Вполне понятно, что решить проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся старших классов только с помощью организации вводного повторения не удастся. Целесообразно организовать еще и индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью карточек индивидуальной коррекции знаний проводить систематический мониторинг знаний учащихся. Исходя из имеющихся результатов, проводится коррекция знаний учащихся.

Традиционно в учебный процесс на уроках математики включаются устные упражнения (чаще всего для актуализации знаний), однако они недостаточно эффективно.

Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме, устранение пробелов в знаниях проводится с успехом на грамотно построенных обобщающих уроках, при выполнения классных и домашних тематических тестов.

Для качественной подготовки учащихся выпускных классов к централизованному тестированию необходимо знакомство учащихся с процедурой тестирования, начиная с пятого класса.

 

Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию по
химии и биологии

 

Прежде, чем начать систематическую работу с учащимися по подготовке к централизованному тестированию, необходимо проанализировать материалы прошлых лет. Затем разделить весь отобранный для изучения материал на приемлемые по размеру блоки и разделы. В ходе изучения материала полезно структурировать его путем составления планов, схем, таблиц, графиков, рисунков. Целью этой работы является помощь в заполнении той информации, которую невозможно усвоить без интенсивного повторного просмотра и заполнения. После изучения каждого раздела педагогу необходимо проводить тематический контроль, по итогам которого планировать коррекционную работу, а затем - итоговый тест. Результаты тестирования по каждому разделу заносятся в диагностическую индивидуальную карту ученика.

При подготовке к тестированию необходима систематическая работа с биологическими терминами. Биология, как любая наука, имеет свой язык, которым необходимо владеть. Абитуриенту нужно понять и запомнить около тысячи биологических понятий и определений. Для этого можно, конечно, использовать биологические словари. Но для облегчения процесса запоминания лучше составлять собственный. Учащийся просто записывает на первой странице тетради все термины с их расшифровкой на букву «А», на второй – на букву «Б» и т.д. В тетради необходимо предусмотреть поля для внесения корректив и дополнений, используемых из других источников информации. Не нужно загромождать словарь, переписывая в него хорошо известные термины. Активная работа со словарем – поиск, расшифровка, запись термина, его дополнение, регулярное просматривание накопленного словарного материала – помогает учащемуся овладеть биологической терминологией.

С этой же целью можно использовать биологические карточки – тот же словарь, только разрозненный. На одной стороне небольших карточек учащийся пишет термин, на другой стороне – его расшифровку. Карточки желательно носить с собой все время, чтобы просматривать их при любом удобном случае (на автобусной остановке, на перемене, во время рекламы по телевизору). Следует вытащить карточку из пачки наугад, попытаться вспомнить термин и лишь потом перевернуть ее и прочитать правильное определение. Очень полезно работать с карточками вдвоем или группой, устраивая своеобразную викторину. Систематическая работа с использованием этих приемов поможет успешно освоить все разделы биологии.

 

Рекомендации

по подготовке к централизованному тестированию

по иностранным языкам

 

Целенаправленный процесс подготовки учащихся к централизованному тестированию как основной форме контроля учебных достижений школьников должен быть представлен в системе, которая заключает в себе определенную последовательность этапов.

I этап

Определение порядка работы учителя иностранного языка в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Подбор необходимых учебников, пособий, учебных материалов с грифом Министерства образования Республики Беларусь.

Планирование факультативных занятий, уроков по иностранному языку, проведение которых направленно на совершенствование навыков написания тестовых заданий.

II этап

В начале изучения новой темы проводится диагностический тест, который дает возможность определить качество полученных ранее знаний, степень их усвоения.

Учащимся предлагается система тренировочных упражнений (тестов), направленных на воспроизведение и совершенствование ранее изученного.

Проводятся коррекционные тесты, которые помогают определить преподавателю, какие знания учащиеся усвоили не в полном объеме, чтобы организовать работу по устранению пробелов.

Перед тематическим тестом осуществляется детальный анализ заданий, его соотношение с определенным разделом иностранного языка, характер умений, необходимых для выполнения того или иного задания. Имеющиеся данные можно представить в виде следующей таблицы, из которой после проведения теста будет видно, какие задания вызывают сложности у учащихся, какие конкретные темы разделов иностранного языка не усвоены, какими умениями не в полной мере владеют учащиеся.

 

Задание

Степень тяжести

Раздел

Характер умений

А-40

средняя

лексика

Понимание содержания прочитанного

 

Учащимся предлагается тематический тест. Он является третьим, заключительным в системе подготовки к централизованному тестированию (диагностический – коррекционный - тематический) и проводится по определенной теме, которую должны усвоить учащиеся.

Оформление индивидуальной карты учащегося по подготовке к централизованному тестированию. Предлагается вести учет выполнения учащимися тестовых заданий при помощи предложенной индивидуальной карты.

 

Срок

Тест

(Тема)

Название вида работы

Итоговый результат

Диагностический тест

Коррекционный тест

Тематический тест

% выпол-

нения

отметка

% выпол-

нения

отметка

% выпол-

нения

отметка

отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап

Диагностика, детальный анализ результатов проведенных тестов каждого учащегося.

Определение пробелов в знаниях учащихся.

Коррекция деятельности учителя иностранного языка по устранению пробелов в ранее изученных темах и определение перспектив в работе.

На этом этапе работы деятельность учителя-предметника не заканчивается, а только начинается. Заканчивая работу III этапом, следует проанализировать предыдущие результаты, чтобы поставить новые цели и определить направления нового (I этапа) работы.

При подготовке к тестированию важно помнить, что только четкое планирование деятельности учителя с последующей диагностикой результатов и коррекцией дальнейшей деятельности, учитывая при этом знания каждого учащегося, способствуют повышению качества знаний и улучшению результатов по централизованному тестированию.

 

Рекомендации

по подготовке к централизованному тестированию
по русскому языку

 

Централизованное тестирование – форма измерения образовательных достижений с использованием единых педагогических требований. Его результаты важны не только для выпускников, но и их родителей и педагогов.

Тест-экзамен ставит перед собой цель проверить владение учащимися  нормами русского литературного языка: теоретическими и практическими навыками по фонетике, морфемике и словообразованию, орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи. К нему нужна особая подготовка. Необходимо видеть и знать структуру теста, уметь применить определенное правило.

Для централизованного тестирования используются материалы, содержание которых соответствуют требованиям программ, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Работа по подготовке к централизованному тестированию – длительный и многогранный процесс. Ее основная цель – выявление пробелов в знаниях учащихся. Чем раньше они выявлены, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению. Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка учащихся, тренировка в выполнении тестов, позволяет прийти к более высокому результату.

Приступая к работе, учителю прежде всего необходимо выработать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Большую роль здесь играет методическая и психолого-педагогическая компетентность преподавателя. Он должен помочь выпускникам не только в повторении курса, но и дать представление о том, какие темы являются наиболее трудными, какие вопросы вызывают наибольшее количество ошибок, на что нужно обратить внимание, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем.

Учителю прежде всего необходимо:

1.Иметь индивидуальные карты коррекции пробелов в знаниях учащихся.

2.Согласно индивидуальным картам:

определить слабые и сильные стороны полученного образования;

выработать оптимальные формы и методы работы как индивидуальной так и групповой;

подобрать тематический комплекс учебно-тренировочных упражнений, которые должны способствовать выработке определенных умений, обеспечивающих твердое усвоение правил.

3.Разработать в помощь ученикам алгоритмы рассуждений, опорные схемы, конспекты и т.д. для наиболее сложных в понимании тем, применении правил.

4.После комплекса упражнений разработать тематический тест для проверки усвоения пройденного материала.

5.Помочь выпускникам в подборе литературы и практических заданий для самостоятельной отработки материала.

 

 

Рэкамендацыі

па падрыхтоўцы да тэсціравання

 па беларускай мове

 

Пры рэалізацыі асабістай сістэмы навучання настаўніку варта кардынальна змяніць не толькі тактыку, але і стратэгію ўзаемадзеяння з вучнем: успрымаць яго як паўнапраўны суб'ект навучання, выхоўваць самастойнасць пры вызначэнні мэт дзейнасці, развіваць пазнавальныя і камунікатыўныя навыкі. Вялікую ролю тут адыгрывае псіхолага-педагагічная кампетэнтнасць настаўніка: валоданне методыкай навучання і фармавання матывацыі вучняў, аналітычнымі здольнасцямі і навыкамі педагагічнага прагнозу, рэфлексіяй сваёй дзейнасці і рэфлексійным кіраваннем дзейнасцю вучняў.

Тэсціраванне мае на мэце праверку ступені валодання выпускнікамі ўсімі літаратурнымі нормамі беларускай мовы - арфаэпічнымі, лексічнымі, акцэнталагічнымі, граматычнымі стылістьганымі, арфаграфічнымі і пунктуацыйнымі.

У тэставай рабоце правяраецца практычная пісьменнасць, культура мовы і моўная кампетэнцыя навучэнцаў, веданне граматыкі, стылістыкі беларускай мовы. Праверка ўзроўню валодання вучнямі тэарэтычнымі ведамі і набытымі практычнымі ўменнямі пры вывучэнні беларускай мовы носіць аб'ёмны і ўсебаковы характар.

Пры арганізацыі падрыхтоўкі да тэсціравання настаўніку неабходна перш за ўсё вывучыць асаблівасці работы з тэстам, пажадана самому выканаць тэставыя заданні, пры гэтым зафіксаваць час на іх выкананне. Наступным этапам работы настаўніка павінен стаць аналіз саміх заданняў тэсту: ступень цяжкасці кожнага задання, яго суаднесенасць з пэўным раздзелам граматыкі, характар уменняў, неабходных для выканання таго ці іншага задання.

Вельмі важна навучыць дзяцей правільна размяркоўваць час пры выкананні тэставых заданняў, умець пераключаць увагу з адной тэмы на другую, параіць выконваць тыя заданні, якія пададуцца ім болып лёгкімі, бо кожнае правільна выкананае заданне дабаўляе балы.

Экзамен у любой форме - сітуацыя экстрэмальная, таму выпускнікам важна псіхалагічна падрыхтавацца да гэтага: настроіць сябе на пазітыўныя адносіны да будучых іспытаў, навучыцца канцэнтраваць увагу, кантраляваць свае эмоцыі.

Паспяховасць выканання тэставых заданняў забяспечваецца правільным падыходам да выкарыстання сваіх ведаў, уменняў, навыкаў, а таксама псіхалагічных рэсурсаў.